Работниками организаций, предоставляющих услуги населению, должна быть оказана
помощь инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими
лицами. Также можете ознакомится с сайтом для знакомства инвалидов.
Совокупность способностей, знаний и умений, необходимых для эффективного общения
при оказании помощи инвалидам в преодолении барьеров называется коммуникативная
эффективность.
Коммуникация (общение) рассматривается как важнейшая сторона любой деятельности, во
многом обеспечивающая ее успех и продуктивность. Коммуникативная компетентность
необходима каждому. Для специалистов профессионально значимыми являются умения
правильно воспринимать и понимать другого человека, грамотно оказывать услуги в учреждении
или организации.
Развитие коммуникативных умений складывается из следующих основных навыков:
– избегать конфликтных ситуаций;
– внимательно слушать инвалида и слышать его;
– регулировать собственные эмоции, возникающие в процессе взаимодействия;
– обеспечивать высокую культуру и этику взаимоотношений;
– цивилизовано противостоять манипулированию.
Существуют общие правила этикета при общении с инвалидами, которыми могут
воспользоваться работники организаций, предоставляющих услуги населению, в зависимости от
конкретной ситуации:
- Обращение к человеку: когда вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
- Пожатие руки: когда вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку:
даже те, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку —
правую или левую, что вполне допустимо. - Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем
не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая
беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя. - Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем
спрашивайте, что и как делать. - Адекватность и вежливость: обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми.
Обращайтесь к ним по имени и на ты, только если вы хорошо знакомы. - Не опирайтесь на кресло-коляску: опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске
– то же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе, и это тоже раздражает. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. - Внимательность и терпеливость: когда вы разговариваете с человеком, испытывающим
трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам
закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам — понять его. - Расположение для беседы: когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной
коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать. Разговаривая с теми, кто может, читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, сигареты, руки), не мешало. - Привлечение внимания человека: чтобы привлечь внимание человека, который плохо
слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.
- Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы
слышали об этом…?» тому, кто не может видеть или слышать. Также разработаны правила этикета для лиц с разными расстройствами функций организма. - Список правил достаточно велик. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый
смысл и способность к сочувствию. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте — и тогда оказание услуги в учреждении и общение будут эффективными
